Люты 9

Отражение Первой мировой войны в художественной мировой литературе

(К 100-летию окончания Первой мировой войны (1914-1948 гг.)

Барбюс А. Огонь : роман / Анри Барбюс ; пер. с франц. В. Парнаха, М. Жарковой. – Москва : Эксмо, 2014. – 480 с. – (Зарубежная классика)

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война коренным образом изменила жизнь и творчество Анри Барбюса. В возрасте сорока одного года он добровольно вступил в армию. Около двух лет провел Анри Барбюс на фронте как простой солдат-доброволец 231-го пехотного полка. На собственных плечах он вынес суровые невзгоды этой чудовищной трагедии. В романе «Огонь» показано, как война свела на полях сражений людей разных возрастов, различных политических убеждений, разных профессий, но «связанных общей непоправимой судьбой». Всех их оторвали от родных очагов. И вот теперь, пока смерть их пощадила, понуро бредут они, с трудом переставляя ноги по опаленным дорогам боев, измученные голодом и усталостью.

Пастернак, Б. Доктор Живаго : роман / Борис Пастернак. – Минск : Ураджай, 1990. – 574 с.

Борис Пастернак (1890 — 1960) — второй после Ивана Бунина русский писатель, которому присудили Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году премия была присуждена за роман «Доктор Живаго», повествующий об искренней подлинной любви, выжившей в кошмаре Гражданской войны. Этот роман позволил автору поделиться с читателем многогранными размышлениями над опытом целого поколения, к которому принадлежал сам писатель, о ценности и уникальности человеческой личности, о хрупкости каждой человеческой судьбы, подвести итог исторической судьбе страны.

Пикуль, В.  Моонзунд. Миниатюры / Валентин Пикуль. – Москва : Вече, 1997. — 512 с.

Роман о Первой мировой войне, кануне революции, страшном для России времени. Это — легенда о Балтийском флоте, совершавшем чудеса героизма в неравных боях с германской армией за Моонзунд, легенда об отваге офицеров и почти самоубийственном мужестве простых моряков.

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка : роман / Ярослав Гашек. – Москва : Правда, 1990. – 736 с.

Исторический и сатирический роман знаменитого чешского писателя-сатирика Ярослава Гашека. Это в равной степени и солдатская байка, полная абсолютно неподражаемого народного лукавства, и классическое произведение литературы XX века. Основной сюжет романа – крах и развал Австро-Венгерской империи, одной из старейших и могущественных монархий Европы. Время действия – Первая мировая война, главный герой — Йозеф Швейк. Роман построен как цепь приключений Швейка.

Хемингуэй Э. Прощай, оружие. Рассказы / Эрнест Хемингуэй. – Москва : Правда, 1982. – С. 5–277.

Роман, прославивший Эрнеста Хемингуэя. Первая — и лучшая! — книга «потерянного поколения» англоязычной литературы о Первой мировой. Книга о войне, на которой наивные мальчишки становились «пушечным мясом» — и либо гибли, либо ожесточались до предела.

 Фолкнер У. Полный поворот кругом : рассказ / Уильям Фолкнер // Фолкнер, У. Рассказы. – Минск : Выш. школа, 1985. – 304 с..

«Полный поворот кругом» — один из самых лучших рассказов У. Фолкнера о Первой Мировой войне. В своем повествовании Фолкнер затрагивает две основные темы своего творчества и жизни – Американский Юг и Первая Мировая война. Ведь на Юге он провел большую часть своей жизни, а для того, чтобы принять участие в Первой Мировой войне, Фолкнер даже учился на летчика, но на войну так и не попал. Рассказ описывает небольшой фрагмент войны, который в какой-то мере несколько анекдотичен, но сквозь этот анекдот проступают все ужасы военного времени.

Толстой А. Хождение по мукам : роман / Алексей Толстой. – Москва : Правда, 1988. – 586 с.

Написанный в эмиграции, наполненный оценками, которые стали итогом сложного пути, пройденного писателем, роман был одним из первых в отечественной литературе художественных опытов ретроспективного взгляда на еще не завершившийся кризисный период русской истории. «Сестры» — первая книга романа-эпопеи. Сложные взаимоотношения героев, духовные искания интеллигенции разворачиваются на широком фоне исторических событий Первой мировой войны, Февральской революции, предоктябрьских дней 1917 года.

Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен : роман / Эрих Мария Ремарк. – Москва : АСТ, 2015. – 478 с. – (Эксклюзивная классика)

Их вырвали из привычной жизни. Их швырнули в кровавую грязь первой мировой войны. Когда-то они были юношами, учившимися жить и мыслить. Теперь они — пушечное мясо. Солдаты. Тысячи и тысячи навеки лягут на полях Первой мировой. Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми. Но пока что – на западном фронте — все еще БЕЗ ПЕРЕМЕН…

Шолохов М. Тихий Дон : роман в 4 книгах / Михаил Шолохов. – Москва : Худож. лит., 1980. – 656 с. – (Библиотека классики. Советская литература)

Роман рассказывает о человеческих судьбах, искалеченных войнами и революциями начала 20 века, о любви, прошедшей все испытания.

Судьба донского казака Григория Мелехова и его рода тесно переплетается с судьбой родной станицы. Григорий воюет, ошибается, любит и ненавидит и пытается понять, на чьей стороне находится правда и есть ли она — одна для всех?

Морпурго М. Боевой конь : [ для среднего школьного возраста ]/ М. Морпурго. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2015. – 142 с. – (Почти взрослые книги)

Роман «Боевой конь», написанный на основе рассказов ветеранов Первой мировой войны, — это история коня по имени Джоуи, который живет на ферме в Девоне с любящим хозяином — пятнадцатилетним Альбертом. В самом начале войны отец Альберта, чтобы рассчитаться с долгами, тайком от сына продает Джоуи на фронт. Отныне Джоуи больше не фермерская рабочая лошадка, а боевой конь: он служит в кавалерии, спасает раненых, возит боеприпасы, терпеливо перенося все тяготы, обретая и теряя друзей и постепенно становясь героем. Война бессмысленна и жестока как для людей, так и для лошадей, однако среди ужаса и абсурда находится место для мужества, благородства, сострадания и настоящей дружбы.

Пикуль, В. Три возраста Окини-сан : сентиментальный роман / Валентин Пикуль. – Минск : Слова, 1992. – 397 с.

В центре романа — драматическая судьба Владимира Коковцева, прошедшего путь от мичмана до адмирала российского флота. Писатель проводит своего героя через ряд исторических событий — русско-японскую и Первую мировую войны, Февральскую и Октябрьскую революции, показывает сложную политическую обстановку на Дальнем Востоке, где столкнулись интересы России, Англии, Японии.

Пикуль, В.С. Честь имею: Исповедь офицера российского Генштаба: роман / В. Пикуль. — М. , 1991. — 447,[1] с.

«Честь имею» — один из самых известных исторических романов В. Пикуля. Вот уже несколько десятилетий читателя буквально завораживают приключения офицера Российского Генерального штаба, ставшего профессиональным разведчиком и свидетелем политических и дипломатических интриг, которые привели к Первой мировой войне.

Олдингтон, Р. Все люди-враги: роман / Ричард  Олдингтон // Олдингтон Р.  Собрание сочинений в 4 т.: т. 3. – М., 1989. — 495 с.

Самый яркий и жестокий роман в литературной истории английского «потерянного поколения». История Антони — человека, для которого жизнь безжалостно разбита на половины — «до войны» и «после». «До» были чувства, надежды и иллюзии, вера и духовные искания — словом, всё, что характерно для интеллигентного юноши из привилегированного класса. «После»… не осталось ничего, кроме горечи, разочарования и недоверия людям…

Гарэцкі, М. На імперыялістычнай вайне (запіскі салдата 2-й батарэі N-скай артылерыйскай брыгады Лявона Задумы) / Максім Гарэцкі. – Мінск : Юнацтва, 1987. – 175 с.

Герой аповесці «На імперыялістычнай вайне» Лявон Задума з самага пачатку апавядання сцвярджае, што лічыць час, праведзены на вайне, выдаткаваныя марна. Па сутнасці, ён выказвае меркаванне пісьменніка Гарэцкага, так як ва ўмовах мірнага жыцця сапраўды можна было б паспець многае. Але і падчас вайны пісьменнік (як і яго герой) вёў дзённік, дзе распавядаў пра падзеі, сведкам якіх быў, побыце вайскоўцаў, і — што асабліва важна — сапраўды, не хаваючыся і ня перабольшваючы уласны вобраз, запісваў свае думкі і адчуванні.

Бондаренко,  В. В. Небожители: роман / Вячеслав Бондаренко. – Минск : Харвест, 2012. – 318 с.
Лето 1917 года, в разгаре Первая мировая война. В русском авиаотряде под Минском орудует предатель, который должен перегнать через линию фронта новейший самолет. Молодому летчику Алексею Чернецову предстоит нелегкая задача — вычислить и обезвредить шпиона. Попутно герой раскрывает тайну загадочной усадьбы и обретает любовь всей своей жизни…

Моэм, С. Эшенден, или Британский агент : повесть / Сомерсет Моэм // Моэм С. Вилла на холме. Эшенден, или Британский агент. Рассказы. – Москва : Республика, 1992. – С. 103–61.
В приключенческой повести рассказывается о карьере английского шпиона первой четверти ХХ века. Кое-какие зарисовки касаются Европы времен Первой мировой войны, кое-какие написаны о работе агента на территории находящейся в хаосе и разрухе России, уже не царской, но еще не коммунистической. Ни для кого не секрет, что Моэм сам служил тайным агентом, работал на МИ-5 и посещал Россию со вполне определенной миссией: не дать ей выйти из войны. Он прибыл во Владивосток и оттуда поездом добирался до Петербурга. В свете вышесказанного, становится очевидно, что этот сборник отражает реальную биографию автора, называя Моэма Эшенденом.

Сергеев-Ценский, С. Брусиловский прорыв : роман / С. Сергеев-Ценский // Первая мировая : / сост., предисл., вступ. статья к документам и коммент. М. Н. Семанова. – Москва: Мол. гвардия, 1989. – 608 с., ил. – (История Отечества в романах, повестях, документах. Век ХХ).

Во время Первой мировой войны наступательная операция Юго-Западного фронта в 1916 г. под командованием генерала от кавалерии А.А. Брусилова имела важное военно-политическое значение. Являясь частью общего стратегического плана Антанты, наступательная операция армий Юго-Западного фронта была тщательным образом подготовлена. При её разработке генерал А.А. Брусилов решил произвести по одному прорыву на фронте каждой из четырёх своих армий. Выбранная тактика лишала противника возможности своевременно перебросить резервы на направление главного удара. Наступление войск Юго-Западного фронта проходило с 22 (4 июня) мая по август 1916 г. В результате организованной военной операции было нанесено серьезное поражение войскам Четверного союза. Действия русских армий в Брусиловском прорыве являлись важным фактором в захвате Антантой стратегической инициативы в 1916 г.

Гумилёв, Н. Записки кавалериста : повесть / Николай Гумилёв // Гумилёв Н. Сочинения. В 3 т. т. 2. – Москва : Худож. Лит., 1991. – С. 287–350.

Ярчайший представитель поэзии Серебряного века, Николай Степанович Гумилёв, ушел на фронт добровольцем в 1914 году, невзирая на то, что еще в 1907 году он был освобожден от воинской повинности. Книга «Записки кавалериста» — документальная повесть о первых годах проведенных им в рядах 1-го эскадрона Лейб-Гвардии уланского полка. Перед нами — живые картины войны, представленные глазами не столько великого поэта-акмеиста, сколько кавалериста, мужественно разделившего тяготы военной жизни вместе с рядовыми солдатами.

Роллан, Р. Пьер и Люс : повесть / Ромен Роллан // Роллан Р. Собрание сочигнений в 9 т. Т. 5. – Москва : Изд-во «Правда», 1983. – С. 277–332.

Толчком к написанию повести послужило событие, происшедшее 29 марта 1918 года. Немецкая авиабомба попала в церковь Сен-Жерве, и под обрушившимися сводами собора оказались погребенными 165 человек, из которых 75 были убиты. На осуществление замысла повести «Пьер и Люс» Роллану потребовалось всего четыре месяца. В августе 1918 года повесть была закончена, в 1920 году опубликована. Первый русский перевод появился в 1924 году.

Лынькоў, М. На чырвоных лядах : раман / Міхась Лынькоў // Лынькоў М. Збор твораў у 8 т. Т. 3. Аповесці і раманы. – Мінск : Навука і тэхніка, 1983. – С. 263–601.

У М. Лынькова ў 30-я гады мінулага стагоддзя паўстала маштабная задума мастацкага творы пра народнага жыцця дарэвалюцыйнай пары. Пісьменнік справядліва палічыў, што ў творы пра мінулае нашмат менш рызыкі асцерагацца ідэалагічнай цэнзуры, і можна раскрыць свае пісьменніцкія здольнасці з большай паўнатой і дасканаласцю. Такім творам і стала аповесць «На чырвоных лядах». У ёй Лынькоў распавёў пра жыццё напярэдадні Першай сусветнай вайны ў невялікім мястэчку. У аповесці выведзены шэраг цікавых тыпажоў, прадстаўнікоў розных слаёў грамадства. Сваіх персанажаў аўтар меў намер правесці праз падзеі грамадзянскай вайны, калектывізацыі. Але аповесць засталася няскончанай, таму што была жорстка раскрытыкаваная.

Акунин, Б. Смерть на брудершафт. Лерающий слон : роман-кино / Борис Акунин. – Москва : АСТ, 2010. – 225 с.

Акунин, Б. Смерть на брудершафт. Младенец и чёрт : роман-кино / Борис Акунин. – Москва : АСТ, 2009. – 265 с.

Акунин, Б. Смерть на брудершафт. Мука разбитого сердца : роман-кино / Борис Акунин. – Москва : АСТ, 2009. – 280 с.

Серия произведений Бориса Акунина «Смерть на брудершафт» повествует о студенте Алексее Романове, который в разгар Первой мировой войны оказывается замешанным в политические игры вражеских разведок России и Германии. Захватывающие приключения главного героя происходят на фоне реальных исторических событий и приводят к непредсказуемому финалу.




Апублікавана 09.02.2018 Голуб Н.В. у рубрыцы "Віртуальныя выставы

Добавить комментарий